• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Колода карт - как много в этом звуке... от стиля русского...

Чем отличаются продающиеся у нас игральные карты? Многие наверняка не обращают на это внимание, чай не в картинной галерее - важно нити игры не упустить, а не разглядывать лица, изображённые художниками...

И всё же гляньте: слева стандартный червовый король европейской или англо-американской колоды - какой-то безликий, прозрачный, да ещё и занятие странное себе нашёл - чешет затылок мечом... или корону поправляет? Справа трефовый - это наш, русский, нарисованный академиком Императорской Академии художеств Адольфом Иосифовичем Шарлеманем в 1862 году. Изящный, стильный - ну красота же!

По шаблонам Шарлеманя до сих пор выпускаются карты "Атласные". Но самая шикарная колода, на мой взгляд, всё же была создана в России не Адольфом Иосифовичем... К 300-летию династии Романовых в 1913 году были выпущены карты "Русский стиль", на которых изображены реальные участники знаменитого костюмированного придворного бала в Зимнем дворце. Этот вариант тоже до сих пор производится и в России, и в Европе.

В частности, у нас можно купить вот такую колоду австрийской фирмы Piatnik:

Итак, за десять лет до появления замечательной колоды "Русский стиль" состоялся великолепный бал...

Бал в Зимнем дворце

Роскошный праздник, состоявшийся в феврале 1903 года, был посвящён 90-летию династии Романовых и вошёл в историю как самый грандиозный бал времён царствования Николая II. Все приглашённые должны были явиться в костюмах эпохи XVII века - эта идея принадлежала императрице Александре Фёдоровне.

390 гостей были наряжены в стиле придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок XVII века. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные столицы.

"Императрица проявила особенный интерес ко всем приготовлениям к этому балу; она сама, с помощью директора музея Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского, представившего ей необходимую историческую информацию, оформила свой костюм и костюм императора. ... Мужчины и женщины из высшего общества соперничали друг с другом на этом балу. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры нарядились в мундиры того времени, а придворные оделись в платья, принятые при дворе царя Алексея. Великие княгини были одеты подобно своим прародительницам, а их наряды создавались лучшими современными мастерами. ...Все танцевали старинные русские танцы, заранее тщательно разученные, зрелище было поистине завораживающим..." (из воспоминаний баронессы Софии Буксгевден, фрейлины императрицы Александры Фёдоровны).

Николай II записал в дневнике: "11-го февраля. Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми. После ужина был небольшой котильон, во время которого 12 пар танцовали русскую пляску. Всё вышло весьма удачно..."

Изюминкой бала стала идея, опять же, императрицы - запечатлеть на фотографиях для потомков всех участников, облачённых в исторические костюмы. На основе дворцовой съёмки Экспедиция заготовления государственных бумаг издала роскошный "Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце", состоявший из десяти увражей (папок) большого формата, 21 гелиогравюра и 174 фототипии.

Десять лет спустя...

300-летний юбилей династии Романовых был отмечен тоже очень пышно, но подобный костюмированный бал не планировался. К торжеству Монетный двор выпустил юбилейные медали — золотые, серебряные, тёмно-бронзовые и светло-бронзовые. Были выпущены монеты, марки, открытки, яйца Фаберже, предметы домашнего обихода, на которых были изображены двуглавые орлы и число «300»: бокалы, скатерти, головные платки, броши. И - колода карт...

Для изображения королей, дам и валетов решили воссоздать образы легендарного костюмированного бала. В 1911 году соответствующий заказ на эскизы был направлен мастерам немецкой фабрики «Дондорф» во Франкфурте-на-Майне, конкретные имена тех, кто конкретно работал над этими эскизами, я не нашёл. В начале 1913 года юбилейные колоды отпечатали в Петербурге на Карточной фабрике при Императорском Воспитательном доме (до 1860 г. Александровская мануфактура).

Эта фабрика с 1819 года осуществляла монопольный выпуск игральных карт в Российской империи: ввоз подобной продукции из-за границы был запрещён. Самовольная выделка карт частными лицами преследовалась по закону и влекла за собой конфискацию орудий производства и выделанных карт и денежный штраф от 100 до 500 рублей (очень приличные деньги по тем временам).

Производительность фабрики в 1912 году, накануне выпуска "Русского стиля", составляла свыше 12 миллионов колод. Дюжина колод обходилась фабрике примерно в 98 копеек, а продавалась, в зависимости от сорта, по цене от 5,5 до 12 рублей.

В колодах "Русский стиль" первого выпуска присутствовали карты с изображением пеликана, кормящего детей мясом своего сердца. Этот аллегорический знак сопровождался надписью: "Себя не жалея питает птенцов". Это означало, что весь доход, получаемый от продажи карт, правительство обращает в доход Воспитательного дома и на содержание детских приютов.

P. S. После революции фабрика была закрыта, но в 1923 г. возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати.

Печально, но в 2004 году Комбинат цветной печати (бывшая Карточная фабрика) прекратил своё существование...

Не сильно похожий на себя император и прочие 11 лиц на картах

Червовый валет — лейтенант Николай Александрович Волков, адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича в костюме боярина XVII века или высокопоставленного служилого; по другим версиям - подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка Николай Петрович Штер или корнет лейб-гвардии Конного полка Алексей Романович Тиздель.

Бубновый валет — великий князь Андрей Владимирович в костюме сокольничьего в праздничном одеянии).

Трефовый валет — Его императорское Высочество Государь Наследник и Великий Князь Михаил Александрович, младший брат царя в полевом костюме царевича XVII века.

Пиковый валет — Александр Николаевич Безак, штабс-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича в костюме боярина XVII века.

Червовая дама — великая княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни XVII века.

Бубновая дама — графиня Александра Дмитриевна Толстая, фрейлина Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны в костюме боярышни XVII века. По другим версиям - княгиня Вера Максимилиановна Кудашёва (урождённая графиня Нирод) или София Петровна Дурново (урождённая светлейшая княжна Волконская).

Дама треф — великая княгиня Елизавета Фёдоровна, старшая сестра императрицы и супруга великого князя Сергея Александровича в княжеском наряде XVII века.

Дама пик — княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон в костюме боярыни XVII века.

Червовый король. Прототип — император Николай II в костюме царя Алексея Михайловича. "На императоре была одежда, в точности воспроизводившая ту, которую носил в своё время царь Алексей - малиновая и белая с золотой вышивкой", писала императрица". Однако художник придал червовому королю лишь отдалённое сходство с Николаем II - возможно, из соображений политкорректности... Впрочем, будь червовый король больше похож на последнего русского царя, большевики наверняка нашли бы ему замену...

Бубновый король — Николай Николаевич Гартунг (фон Гартонг), действительный статский советник, шталмейстер Высочайшего двора в костюме боярина XVII века.

Король треф. Прототип — есаул граф Михаил Николаевич Граббе, адъютант великого князя, главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа Владимира Александровича в костюме жильца (жильцы - низшая, наиболее многочисленная группа чинов государева двора в XVII веке).

Король пик. Единственный карточный персонаж, у которого нет прототипа участника костюмированного бала. Причину этого исключения сквозь вековую толщь сегодня не разглядеть, возможно, первоначальный вариант не понравился императору или императрице, без соизволения и утверждения которых колода не могла пойти в печать, но это лишь предположение. Однако для изображения на этой карте был взят образ Ивана Грозного из картины А. Д. Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею».

изображениякороль5sправительствоособенныйпраздникяйцаимператоркнязьперсонажюбилейпрототипдомакупитьпродажиденьгизаказсодержаниемонетыоткрыткиодеждамужчиныштрафженщиныТООТ и ДОдоходхудожникигрыстилькартыкрасота


1665 просмотров
Алексей СУХАНОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования