• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Как строился дом нашей власти на Красном проспекте, 18

В начале Красного проспекта под номером 18 стоит монументальное внушительное здание, в котором уже восемь десятилетий находятся главные органы областной власти.

Правда, большую часть XX века фактическая власть — партийная — располагалась сначала в здании Сибревкома (ныне художественный музей),

а затем в высотке на улице Кирова, 3:

ведь согласно статье шестой Конституции СССР партии, а не советам и их исполкомам принадлежала определяющая и направляющая роль в обществе. Все стратегические вопросы решал областной комитет партии. Однако с 1991 года, уже почти тридцать лет, здание бывшего крайисполкома, а теперь администрации области является первым по значению в иерархии местных домов власти. Сейчас здесь работают губернатор и правительство Новосибирской области.

История его сооружения такова. В июле 1930 года был образован Западно–Сибирский край, в который вошли четырнадцать округов бывшего Сибирского края и Горно–Алтайская автономная область. Новый орган власти временно занял часть помещений в Сибревкоме, но там размещался и краевой комитет партии. А количество чиновников с каждой государственной реформой не уменьшалось, а увеличивалось: такова природа бюрократов, которых ещё Гоголь назвал «крапивным семенем». Они размножаются неведомым науке способом. Было ясно, что после реорганизации чиновникам в здании Сибревкома стало слишком тесно — нужно было немедленно строить новое большое административное здание. Его решили возвести через дорогу, на другой стороне Красного проспекта.

При этом власти решили, что два здания по обеим сторонам проспекта должны составлять единый комплекс — соответствовать друг другу по внешнему оформлению и планировке.

Сибревком проектировал и строил знаменитый архитектор Андрей Крячков. В мае 1925 года он создал проект этого здания, а всего через семь месяцев здесь началась бурная чиновничья жизнь, то есть построено оно было в рекордные сроки. Общее впечатление от новостройки было очень приятным: по оценкам специалистов, здание является простым и компактным по своему плановому и объёмному решению, выразительным по силуэту, с хорошими пропорциями и тщательной отделкой симметричных фасадов.
От добра добра не ищут, поэтому проект очередного административного гиганта решили поручить тому же Крячкову. Он проявил скромность и предложил провести конкурс среди архитекторов. Победил совместный проект молодых специалистов Бориса Гордеева и Сергея Тургенева.

Президиум крайисполкома их работу одобрил, но подчеркнул: «Консультацию во всех стадиях работы, по проектированию, разработке расчётов, рабочим чертежам, по постройке здания — возложить на профессора Сибстрина Крячкова с сохранением его обязанностей по основной работе».

Андрей Дмитриевич привлёк к расчётам монолитного железобетонного каркаса знаменитого в будущем инженера Николая Никитина. В Новосибирск Николай Васильевич прибыл в 1930 году, после окончания Томского технологического института, участвовал в создании железнодорожного вокзала Новосибирск–Главный — разработал уникальную арочную конструкцию центрального зала.

Н. В. Никитин (слева) со строителями Новосибирского вокзала. 1932

В 1932 году его «соблазнил» своим проектом колоссальной ветроэлектростанции Юрий Кондратюк, и Никитин уехал с ним в Крым. По разным причинам ветряк соорудить не удалось, но зато Никитин позднее проектировал Останкинскую телебашню, участвовал в строительстве МГУ и других сталинских высоток в Москве, а также монумента Родина–мать в Волгограде.

Кстати, именем Никитина названа в нашем городе площадь между «Глобусом» и «Динамо», но в городе об этом знают единицы, ибо каких-то заметных границ у этой площади нет - видимо, так, для галочки увековечили память о человеке. Вот улица Никитина, пожалуй, знакома почти всем взрослым новосибирцам, но названа она была в честь... средней руки поэта XIX века Ивана Никитина, которого мало кто сегодня знает и который умер задолго до появления нашего города. Парадокс... Но их очень много на карте города...

Вернёмся к теме. В общем, основными авторами проекта здания на Красном проспекте, 18 следует считать Андрея Крячкова, Бориса Гордеева, Сергея Тургенева и Николая Никитина. По опросам специалистов, в первую пятёрку лучших новосибирских архитекторов вошли Крячков, Гордеев и Тургенев, а Никитин наверняка составил бы им компанию, если бы не покинул наш город так скоро.

Деньги и другие ресурсы на строительство поступили незамедлительно. Смета составила два миллиона рублей. Чтобы уменьшить влияние транспортного шума на работу сановных умов, объект отодвинули на шестнадцать метров от красной линии проспекта.

В апреле 1931 года начались строительные работы. Они велись круглые сутки, в три смены. На стройке было задействовано около пятисот человек. Грунт из котлована вывозили на вагонетках и лошадях. Для облегчения труда провели более трёхсот метров рельсового пути. Уже через месяц котлован был готов, и рабочие начали закладывать фундамент грандиозного сооружения.

К новому году вывели каркас под крышу, а два первых этажа сдали в эксплуатацию. Осенью 1932 года строительство завершили. Правда, окончательно здание приняли в эксплуатацию в начале 1933 года.

Снова, как и в случае с Сибревкомом, замечательное здание было построено очень быстро и качественно, на все работы понадобилось менее двух лет! Стоит отметить, что строителей всячески стимулировали: например, для них работала специальная столовая, действовал закрытый распределитель товаров.

Семиэтажное здание крайисполкома долгое время оставалось крупнейшим административным сооружением в Новосибирске. Оно имело около десяти тысяч квадратных метров полезной площади. В нём четыреста служебных кабинетов, пять залов собраний и большой зал заседаний. Здесь работало более двух тысяч сотрудников. Впервые в Новосибирске здание было оснащено лифтами. Кстати, в одном из подъездов - в том, что справа - поэтажно, со своей лестничной клеткой, размещались служебные квартиры.

В архитектуре этого сооружения отразился напряжённый поиск облика монументального общественного здания начала тридцатых годов. Авторы проекта придумали много новинок, удачно экспериментируя с металлом, стеклом и железобетоном. В плоский фасад как бы вставлены объёмные выступы, которые подчёркивают рельефность кирпичных стен. Благодаря межоконным простенкам фасад зрительно делится на ритмические вертикальные ряды, по которым отчётливо прослеживается железобетонный каркас. По горизонтали фасад расчерчен на три части: цокольные, средние этажи и аттиковый этаж; это деление слегка напоминает стиль классицизма, однако не скрывает конструктивистской сущности здания.

Полукруглый фланговый выступ–ризалит уравновешивает композицию на уклоне Красного проспекта. Ленточные горизонтальные окна этого оригинального выступа придают сооружению силуэтную выразительность. Главная ось фасада проложена через центральный вход. Эта ось почти совпадает с осью противоположного здания Сибревкома, что создает между ними ансамблевую взаимосвязь, установить которую требовали авторитетные заказчики. Новое здание хорошо просматривалось издалека и естественным образом стало главным в застройке начала Красного проспекта.

Позднее, в 1955–57 годах, по проекту художника Г. Кравцова были выполнены интерьеры в неоклассической стилистике большого зала заседаний и холлов первого и второго этажей.

Когда в 1933 году Крячкову поручили сделать проект стоквартирного жилого дома для служащих Западно–Сибирского крайисполкома, архитектор вполне сознательно объединил его в ансамбль с соседним административным зданием.

Этот стоквартирный дом, кстати, знаменит: на Международной выставке искусств и техники в Париже 11 декабря 1937 года проект Стоквартирного дома (вместе с проектами Крячкова Домов Советов в Иркутске и Красноярске) был удостоен диплома 1-й степени, золотой медали и гран-при. А вот не построили бы в своё время крайисполком, и кто знает — может и не было бы вовсе одного из архитектурных символов Новосибирска.

Кстати, инициатор обеих строек — председатель крайисполкома Федор Грядинский — в 1937 году был арестован, а в следующем году расстрелян.

Решением исполкома областного Совета депутатов в апреле 1976 года здание по адресу Красный проспект, 18 признано памятником архитектуры регионального значения.

P. S. Правда или миф, неизвестно, но говорили, что между Сибревкомом и крайисполкомом существовала не только архитектурная связь, но и буквальная: будто бы эти два здания некоторое время соединял подземный переход. Чиновник, войдя в двери здания на одной стороне Красного проспекта, мог выйти из дверей здания на другой его стороне. Существование этого тоннеля якобы хранили в секрете. Разумеется, не обошлось без страшилок: будто бы в годы репрессий чекисты уводили своих жертв по этому ходу под землю, куда — кто знает?

После того как обком КПСС переехал в 1982 году на улицу Кирова, 3, тайный подземный ход вроде как почему–то зарыли. Существовал он или нет, могут сказать только старожилы, работавшие в тех зданиях, очевидцы исторических событий. Но они молчат...

КрымновыйновоеправительстворабочиезданияприродаГран ПридомажизньгородаденьгиархитекторквартирыпамятьгородНовосибирскТОинтерьерысооружениямузейстроительствоРодинапроектОТ и ДОконкурсисторияулицагрунтзданиедомпоискстильрукиЧеловек


1296 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования