• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Инженер Будагов — единственный и неповторимый

2 января 1852 года, 170 лет назад, в Санкт-Петербурге родился инженер-путеец Григорий Будагов, сыгравший значительную роль в первоначальном развитии Новониколаевска. К чему было менять его имя в названии улицы на безликое притяжательное прилагательное «Большевистская»? Логику "переименователей" столетней давности сейчас понять трудно...

Григорий Моисеевич прибыл на строительство нашего моста уже опытным сорокалетним путейцем. До этого он участвовал в сооружении мостов через Волгу и Днепр, руководил строительством участка железной дороги Уфа — Златоуст, строил в Крыму Феодосийскую железную дорогу (где, кстати, сдружился с художником Айвазовским). В Кривощёково его конный поезд прибыл из Колывани 30 апреля 1893 года.

Строительство по тем временам предстояло гигантское. Условия труда и жизни рабочих были просто ужасными. Григорий Моисеевич не только осуществлял инженерный контроль и организовывал возведение консольного чуда стоимостью два миллиона рублей*, но и предпринимал героические усилия для улучшения бытовых условий строителей. Все помещения были приспособлены для нужд стройки. В ближайших деревнях покупали большие избы и перевозили их в посёлок строителей, чаще всего по Оби. По указанию главного инженера ускоренными темпами строили общежития и усадебные дома.

В 1896 году в посёлке насчитывалось уже более двадцати кварталов. На личные средства Будагов открыл бесплатную школу, став по сути родоначальником народного образования в Новониколаевске. Он, кстати, и на прежних местах своей службы закупал для сельских детишек книги и щедро их раздаривал. При школе имелась библиотека, читальня для взрослых, драмкружок, который называли народным театром. В первые годы в школе обучалось 80 детей. К окончанию строительства моста — уже 150.

Здание школы находилось в начале Трактовой улицы. Поэтому и школу, и улицу в народе стали называть Будаговскими — без всяких решений власти. На карте 1906 года она ещё обозначена как Трактовая, но уже тогда звалась Будаговской.

Через четыре труднейших года комиссия Министерства путей сообщения принимала железнодорожный мост в эксплуатацию. Такая картинка: на мост одновременно въехали четыре паровоза, а на льду Оби, под мостом, собрались сотни строителей со своими семьями. Находился здесь и главный инженер Григорий Будагов: своей жизнью он подтверждал надёжность крупнейшего сооружения Транссиба.

Позднее Григорий Моисеевич руководил строительными работами на сложном участке от Ачинска до Иркутска. Трудились по 15 часов в сутки. Прежде чем уложить рельсы, надо было устроить гужевые дороги, уложить бок о бок брёвна, осушить верхние слои почвы при помощи водоотливных каналов, выкорчевать вековые деревья. Дорогу построили в срок. Именем Будагова названа станция в Красноярском крае. А у нас – улица Большевистская...

Историческую несправедливость отчасти восстановили - мощную транспортную развязку, соединяющую Красный проспект, Ипподромскую магистраль, Фабричную и ту самую Большевистскую улицы в 2008 году назвали площадью Инженера Будагова (раньше она называлась Южной). В нормальном понимании значения слова площадью это вечно забитое автомобилями пространство назвать трудно, а более приемлемого уголка в городе для Будагова, видимо, не нашлось... 

*Два миллиона в 90-х годах XIX века - это примерно 7,5-8,5 млрд. сегодняшних рублей. Для сравнения - стоимость четвёртого автомобильного моста через Обь, который должны сдать в 2023 году, оценивается в 37,2 млрд. рублей.

дорогисловазданиестанциямостулицаОбьОТ и ДОстроительствосооружениястоимостькнигисрокпространстводомадеревьяА77


726 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования