• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Станция «Гагаринская» - это просто космос...

Второго апреля 1992 года, 30 лет назад, были сданы в эксплуатацию станции «Гагаринская» и «Заельцовская», завершившие возведение первой очереди Новосибирского метрополитена.

«Гагаринская» — станция мелкого заложения, возведена открытым способом на Красном проспекте, вблизи от торговых центров, остановочной платформы пригородных поездов с одноимённым названием. Имеет два вестибюля с лестничными сходами. Стены платформы облицованы гранитом и мрамором со вставками из нержавеющей стали. Потолок окрашен в тёмно-синий цвет, к нему подвешена конструкция из труб, в которую вмонтированы точечные светильники для создания «иллюзии космического пространства».

Первые сваи на «Гагаринской» были вбиты 20 февраля 1988 года. Проходка левого тоннеля на перегоне «Красный проспект» — «Гагаринская» начата 22 февраля 1988 года. Монтаж сборных железобетонных конструкций станции начат 2 июля 1988 года.

Проект станции выполнен специалистами института "Новосибметропроект". Архитекторы - Т. Ткачёва, В. Козляев, Е. Малыхин. Главный инженер проекта - В. Романов.

Вообще-то сдать в эксплуатацию «Гагаринскую» планировали гораздо раньше - к 30-летнему юбилею первого полёта человека в космос. Отсюда, думаю, и возникла идея названия станции. Однако вспомните, что это было за время - 1991-й год, рухнул Советский Союз, нарушились логистические цепочки, производство в стране резко упало... То, что первую линию метро в Новосибирске «на советской закваске» всё же завершили пуском двух последних станций в 1992 году - по большому счёту чудо.

В следующие 30 лет дело пошло очень туго - построили лишь три новых станции метро. В этом году обещают сдать «Спортивную», так она была обозначена на самых первых схемах метрополитена ещё в 1985 году... Надо отдать должное городским и областным властям - под проведение молодёжного хоккейного чемпионата мира раскошелили столицу не только на современный Дворец спорта, но и на давно задуманную станцию метро возле него... В свете последних событий молодых хоккейных дарований планеты мы уже не дождёмся, да и насчёт стабильного финансирования возводимых объёктов теперь есть большие сомнения. Хочется, конечно, верить, что на завершающий этап и спортивного комплекса, и «Спортивной», и замечательного парка вокруг деньги всё же найдутся...     

Но вернёмся на тридцать лет назад, к «Гагаринской». Отделка станции была задумана под название, с космическим уклоном: полированная нержавеющая сталь колонн, на стенах - дефицитнейший в то время чёрный тонированный стемалит... которого, впрочем, не нашли. Да и полированную сталь не получилось изготовить без брака, царапин, вмятин, раковин. Решение всё же нашли - металл изготовили с узорной поверхностью, скрывающей дефекты. Получилось недурно. Потолок, окрашенный в тёмно-синий, почти чёрный цвет, почти не виден за лёгкой объёмной решётчатой конструкцией из тонких труб, в которую вмонтированы небольшие точечные светильники, создающие иллюзию звёздного неба. Невидимые балочные покрытия опираются на стройные металлические колонны, которые должны ассоциироваться с рядами ракет, нацеленных в космос. Пол из серого гранита расчерчен белыми прямыми пересекающимися линиями.

На перегоне станция "Красный проспект" - "Гагаринская" был уложен опытный участок лежневого пути. Это в то время было ноу-хау в подземном метростроении. Вместо шпал рельсы были смонтированы на железобетонные лежни. Новая технология укладки рельсов значительно снизила вибрацию от метропоездов, за что отдельное спасибо должны сказать жители близлежащих домов. Железобетонные лежни устанавливались в тоннеле на специальные резиновые клинья, которые вместе с массой самого лежня обеспечивают гашение вибрации.

Вибрация и грохот от трамваев, электричек и метропоездов в мегаполисах - больная проблема. Те, у кого окна выходят на трамвайные пути в Новосибирске, меня понимают. Эту проблему пытаются решить в мире разными способами. Мне, например, больше прочих понравился испанский подход - у них колёса вагонов с резиновым покрытием, поэтому нет привычного нам грохота от проезжающего в центре города поезда. Мы эту технологию почему-то не освоили - возможно, из-за наших климатических реалий она нам не подходит...  

Беспроигрышное название

Почему станцию нарекли «Гагаринской», а не как–то иначе? Никакой привязки ни к месту, ни к городу... Названия других станций метро объяснить проще. «Студенческая» — потому что рядом находятся корпуса НГТУ и Сибирского университета потребительской кооперации, куча студентов вокруг тусуется. «Площадь Маркса» и «Площадь Ленина», «Площадь Гарина–Михайловского» — потому что расположены под одноимёнными площадями. Название «Красный проспект» бесхитростно, но тоже в целом понятно. На Красном проспекте, конечно, несколько станций, выбрали именно эту. «Речной вокзал», «Берёзовая роща», «Заельцовская», «Золотая нива» - ориентиры... Случайный характер, пожалуй, носит «Сибирская». Вполне могли бы назвать «Центральный рынок».

Можно проследить даже смутную логику присвоения относительно новой станции имени маршала Покрышкина вдали от Ленинского района, где герой жил в детстве. Ведь вроде очевидно, что для популярнейшего в Советском Союзе немца Карла Маркса вполне достаточно замечательного проспекта, а для главной площади на левом берегу отлично подошло бы имя нашего земляка, тем более что на ней установлен ему памятник. На эту тему было немало выступлений уважаемых людей в прессе. Власти прислушались и пошли на компромисс: проспект, площадь на «Башне» и станцию метро оставили за иностранным философом–экономистом, а новую станцию на правом берегу посвятили новосибирскому маршалу — уважили мнение фронтовиков. Хотя вроде переименовать площадь всегда легче, чем улицу — например, не надо менять в паспортах штампики о прописке–регистрации...

Логику с названием «Гагаринской» проследить ещё сложнее, если не принять во внимание предполагаемую дату сдачи её в эксплуатацию. То, что станцию назвали в честь первого космонавта — само по себе неплохо. К нему все хорошо относятся. У нас ничего в память о нём не было — ни улиц, ни площадей, ни учебных заведений. Ход рассуждений комиссии по наименованиям мог быть примерно таков: название «Красный проспект», на котором расположена станция, уже использовано, как и название района — Заельцовский. Никаких масштабных объектов рядом нет. Присвоить имя выдающегося деятеля, работавшего в Новосибирске - вроде Алексея Косыгина или новосибирца вроде Ивана Севастьянова — рискованно: они официальной пропагандой не были «канонизированы». О железнодорожниках — отцах-основателях города вроде Тихомирова, Будагова, Белелюбского у нас вспоминают редко, разве что Гарина–Михайловского уважили. А назвать именем первого космонавта — беспроигрышно: романтично, патриотично, неполитично и вообще красиво. Хоть и не имеет великий человек прямого отношения к нашему мегаполису.

Юрий Гагарин — почётный гражданин Калуги, Смоленска, Саратова, Тюмени и многих других городов. В Новосибирске космонавт был дважды, но... города не видел. В 1962 году, когда ему устроили триумфальное путешествие по планете после легендарного полёта в космос, 20 мая ночью по пути в Японию самолёт с Гагариным приземлился для дозаправки в Новосибирске, через десять дней с той же целью - на обратном пути. Второе приземление случилось днём, поэтому космонавта радушно встретили чиновники и несколько представителей общественности и накормили сибирскими пельменями в специальном зале...

12 апреля прошлого года, к 60-летнему юбилею первого полёта в космос, на «Гагаринской» открыли барельеф первого космонавта. На торжественной церемонии по этому случаю мэр города Анатолий Локоть подчеркнул причастность многих жителей Новосибирска к первому полёту человека в космос - учёных, инженеров, рабочих, которые создавали оборудование для спутников и космических кораблей. В отряде космонавтов тоже есть наша землячка Анна Кикина...

СваиПроизводствоЧеловекпроблемаконструкцияпамятникгражданинстанциямэрпроекткосмосметроТОотношенияпамятьэтаптехнологияденьгигородаотделкамнениерынокцветстеныпутешествие


535 просмотров
Алексей СУХАНОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования